История настольной игры "Мафия" Психологическая
игра "Мафия” придумана весной 1986 года студентом факультета психологии
МГУ Дмитрием Давыдовым. Вначале в неё играли в общежитиях, аудиториях и
коридорах МГУ, но после того как некоторые студенты университета
провели каникулы в летних студенческих лагерях, где отдыхали студенты и
других советских ВУЗов, игра вместе с новыми игроками стала
распространяться по другим учебным заведениям СССР. После окончания
университета, в 1989 году Дмитрий остался в МГУ преподавать психологию
для международных студентов (главным образом от социалистических стран),
и некоторые из них, вернувшись домой, разнесли семена настольной игры
Мафии за границу, сначала в Европу (Словакия, Чехия, Словения, Венгрия,
Польша, Румыния, Бельгия, Великобритания, Норвегия), а потом в США.По
словам автора игра базируется на культурно-исторической теории
советского психолога 20-х годов прошлого столетия Л. С. Выготского.
Прототипом
психологической игры Мафия является европейская игра под названием
«Убийца» (англ. Murder, нем. Mord im Dunkeln), известная с середины XX
века. В отличие от игры «Мафия» в «Убийце» игроки посредством обсуждения
ищут одного маньяка, а в «Мафии» игроки уже вычисляют коллектив убийц —
команду мафии.В
1998 году калининградской Высшей школой МВД РФ для курса «Визуальная
психодиагностика» выпущено учебно-методическое пособие «Невербальная
коммуникация. Развивающие ролевые игры „Мафия" и „Убийца"». Целями
пособия определялись развитие личностных качеств курсантов и усвоение
различных приёмов и методов чтения языка телодвижений в игровой форме.
Эта
игра уникальна. Базируется, прежде всего, на общении, на обсуждениях
между участниками. Здесь постоянно происходят и фактически узаконены
обман и коварство, заключение и подлое нарушение договоров и альянсов.
Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в
беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться,
другие — наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в обсуждении.
Таким образом, игра оказывается бесконечно далека от беспристрастного
поединка интеллектов, характерного для некоторых настольных игр
(например, шахмат), и это приближает её к реальной жизни. Цель игры —
выжить своей командой. Игра Мафия состоит из двух основных компонентов: психологического и математического.
•Математический: игрокам
каждый «день» необходимо запоминать, кто за кого голосовал и кем
оказывался тот, за кого голосовали. В важные моменты легко определить,
что тот, кто голосовал чаще за мирных, скорее всего — черный игрок. •Психологический: игроки
должны обладать актёрскими данными, чтобы убеждать остальных в своей
честности, а также сильным даром увлечения за собой других при
голосовании за подозреваемых в нечестности игроков.
Аксиома каждого хода — живых
жителей станет меньше, кого-то посадят, а кого-то убьют. В игре царит
параноидальная атмосфера, с каждым ходом нервозность обостряется. Ни
один мирный житель не знает достоверно точно кто в игре принадлежит к
команде противника. Каждый простой горожанин не доверяет никому и
вынужден верить только в себя. Безоговорочно поверить кому-то ещё —
часто означает быть обманутым и умереть.
Психологизм
и «интересность» игры «Мафия» состоят в решении задачи, какая из команд
добьётся победы. Мафиозная, где члены группировки, зная друг друга, не
настроены допускать голосования за посадку самих себя, и у которой
имеется возможность каждый ход безошибочно ликвидировать члена чужой
команды? Или команда незнакомых друг с другом мирных жителей, которые могут избавиться от мафиози только посредством всеобщего с мафией голосования?
|